Бизнес и Кино
Загрузка
Бизнес и Кино
Васса Дергалёва

Андрей Африн: Корпоративное кино – это магия!

18.09.2022
Андрей Африн

Андрей Африн

Андрей Африн - режиссёр и продюсер Кинокомпании «Кинопром». Руководитель международных медиа-проектов, режиссёр телесериалов и документальных фильмов, создатель многих корпоративных лент. Неоднократный победитель кинофестивалей в России и за её пределами, работы режиссёра получали награды в разных номинациях, в ряду этих наград «ТЭФИ», «Золотой карандаш» и др., лауреат региональной государственной премии и ко всему этому почитатель корпоративного кино. Фильм Африна про трагедию Аральского моря был показан на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке перед руководителями стран с участием Генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша.

Андрей, почему вы определили, что Корпоративное кино – это магия. Очень неспецифично и немного банально, вам не кажется?

- Часто мы используем те или иные слова, не зная их значения, и такие слова становятся банальными. Но нет – я любою смыслы. Магия – это действия, связанные с верой в способности чего-либо влиять на будущее или подчинять его себе. Так вот Корпоративное кино для меня это направленная в будущее сила и энергия, способная его изменить в нужном направлении. Так как у корпоративного кино есть четкие цели в будущем – значит это направленный вектор. И своими действиями, своим творчеством, своими непонятными для широкой публики приёмами мы магически меняем будущее). Это же настоящая магия, как простыми кадрами, музыкой, текстом менять будущее. Это и есть волшебство Корпоративного кино. Тут очень тонкий смысл, это не игра слов.

То есть вы утверждаете, что создание видео для бизнеса – овеяно магическими силами?

- Я утверждаю то, что корпоративное кино в результате создания становится магическим элементом. Вот мы создали кино, загрузили в сеть. Идем отдыхать, занимаемся другими делами, спим. А в это время оно работает. Вот я каждый день захожу на свой ютуб-канал, куда мы грузим всё видео что снимаем и наблюдаю, что наши работы в день смотрит примерно 1000 человек. Вот представьте – я для этого ничего не делаю, а какие-то люди, видимо хорошие, смотрят, оставляют комментарии. Часто пишут вопросы тем компаниям, чьи видео смотрят, иногда мы передаём эти сообщения. Ну, это же настоящее волшебство.

Расскажите интересные примеры из вашего креативного опыта, подтверждающее выражение Корпоративное кино – это магия.

- Приглашают меня на переговоры в региональный офис ООН (Организации объединённых наций). Нужен ролик про трагедию Аральского моря и надежду для людей. Открывают тендер. Я презентую идею – как всегда стоя, хожу по залу, размахиваю руками и громко говорю. Сам начинаю, как всегда, получать удовольствие от процесса, и меня перестаёт интересовать результат)). Несколько компаний предлагают свои идеи. Цепляет моя. Прорабатываем сценарий, организовываем съёмку. Вызываю актрису из Ташкента, похожую по типажу на жительницу приаралья, диктор нужен идеальный носитель английского языка, выписываем диктора БиБиСи из Англии. Строим декорации, 2х минутный ролик снимаем 25 часов. Живой звук. Монтируем с кучей политических моментов. В итоге ролик летит в Нью-Йорк на заседание Генерального секретаря ООН, где создаётся Многопартнёрский фонд с бюджетом на несколько миллиардов долларов США. Ролик был, конечно, финальной ягодкой в сложном процессе – но какой! Магия? да!

- Наш постоянный клиент Лукойл, для которого мы создаём обучающее видео по охране труда и технике безопасности, как-то раз предлагает создать уникальный продукт –учебный цикл по Золотым правилам безопасности. До этого мы создавали в течение многих лет видео-инструктажи. Но для этого проекта родилось предложение – сделать анимационный медиа-продукт. Проработали персонажей, раскадровали, утвердили. Делали сразу на 4 языках. Это отдельная сложная схема – важно сопоставлять кадр с текстом, но в разных языках разное построение предложений. В русском строится так: Для избежания чего-то нужно сделать то-то. В другом: Делать нужно то-то и то-то во избежание того-то. То-есть в одном варианте кадры в длинном предложении строятся 1, 2, 3, 4, 5. А в другом: 5, 4, 3, 2, 1. И так все ролики.

В итоге всё создано, утверждено и презентовано. И начали приходит отзывы – всем интересно и не скучно, ярко и разнообразно. Поясню: при посещении любых объектов Лукойл даже на 5 минут для того, чтобы войти на производственную площадку тебе нужно пройти инструктаж. И всегда все смотрели видео-инструктажи. А тут появляется анимация, мультфильм. И огромное количество специалистов ежедневно смотрят этот мульт. И даже когда мы сами приезжаем на эти площадки – начинаем смотреть в обязательном порядке. И всегда инженер по охране труда нам говорит (а их в компании огромное количество и не все нас знают) – смотрите внимательно инструктаж – после я буду задавать вопросы и будете подписывать прохождение инструктажа. А мне всегда весело – я эти инструктажи знаю по каждому кадру))) Если вернуться к теме нашего разговора – вот она магия: набор кадров и текста обучают и обязательно помогут избежать несчастного случая. Магия? Конечно!

- Ещё пример. Заказали как-то нам короткометражный фильм для энергетической компании с задачей донести до населения идею о важности экономии электроэнергии. С этим клиентом мы работали уже несколько лет, очередной проект. Пишу сценарий, презентую руководству – всё нравится. Одобряем бюджет, начинаем снимать. Съёмки в нескольких регионах, в разных климатических зонах. Садимся на монтаж. Кадры собраны, все понятно и логично. Вдруг я понимаю – что струны души готовый монтаж не трогает. Технически всё соответствует, но не трогает. Иногда бывает, что насмотришься материал и просто замыливается глаз. Два дня не смотрел. Снова вернулся в монтажную – понимаю, нет, не устраивает. Всех выгоняю из офиса пить кофе, в тишине пишу новый закадровый текст. Звоню диктору, начитываем новый текст с новой интонацией. Подкладываю – и да, понимаю что вот эта струна. Запускаем в эфир. Клиенту всё нравится, нам нравится. Делаем следующие проекты.

Проходит время – где-то полгода. А то видео постоянно крутят на центральных каналах. Приезжаем в глухую деревню. Что-то снимаем, после съёмок сидим на улице у одной женщины во дворе. Она выходит к нам и говорит: Ребята, если вы на улице будете, я пока свет выключу в комнатах, не будем зря свет жечь. По телевизору такой ролик душевный показывают, что свет таким нам трудом достаётся – не будем попусту жечь. Я аж протрезвел))) Вот это результат. Приезжаю домой, еду к пятироюродной сестре в гости, что-то передать – выхожу из комнаты в другую – она мне – свет выключай, там этот свет оказывается чтобы сделать мужики уголь жгут, газ палят – это тебе не просто из розетки по волшебству он там появляется. Я думаю – вот это уже пиз*ец. Спрашиваю у своих заказчиков – они говорят, действительно на 4% понизилась потребляемость электроэнергии за последние 4 месяца, как ролик крутим. Вот это и есть магия – мысль устремлённая от сценария в будущее. И цель достигнута.

- Новый кадр. Звонок. Мне ваш номер дали, я пиар-менеджер компании. Нам нужен корпоративный фильм к юбилею. Вся проблема в том, что до юбилея осталось 4 месяца, а наш директор никого из подрядчиков не утверждает. Никто ему не нравится, не нравятся предложения. Говорит просто из фото сделаем слайд-шоу наверно. Не могли бы вы приехать с ним пообщаться? Ок, приезжаю. Разговариваем час. Сначала конечно директор смурной, сверхсерьезный. Меня это никогда не трогало. Выслушал его, позадавал вопросы. Уехал. Вечером написал концепцию. Отправил – ого, так быстро говорит! Читают.

Утром перезванивает пиар-менеджер – что вы говорит с ним сделали? Он вас утвердил и вашу смету сразу утвердил. Давайте скорее работать! А я отвечаю – я же 2 года гипнозом занимался))) Посмеялись, положили трубку. Зря она конечно не поверила, я то реально гипнозом занимался и мне это очень помогает, но это отдельная тема для разговора) Сняли фильм мы в итоге, объехали 7 областей для этого, сделали 2 аварии, дрон один разбили) Но это и есть творческий процесс. Фильм в итоге приняли на ура, перевели еще на английский язык для партнёров и показали по ТВ. теперь говорят всем кандидитам на работу высылают посмотреть перед собеседованием – говорят почти все после этого приходят на собеседование. Это моя маленькая победа. Это магия)

- Однажды снимали фильм про компанию, которая строит: нефтедобывающие и газоперерабатывающие заводы, здания, стадионы. Мне было интересно – как так в пустыне появляются заводы, на пустырях стадионы, как бурят скважины. Тоже покатались по разным регионам, поели разную пищу. В такие моменты меня спасает только кола – смягчает вкус непонятных блюд) Но к фильму. Фильм нужен для выставки в Лондоне, для привлечения нового крупного партнёра. Он ждёт, и хочет посмотреть все для начала на экране. В итоге фильм создан, фильм показан, клиент согласен. Снова магия корпоративного кино.

- Ох, а это прям история цифровая. Вызывает мой старый клиент крупный банк. Сидит весь маркетинговый отдел. И говорят – нужен фильм, чтобы Председателя банка как-то превознести. Думал, думал. Сколько, говорю, лет сидит он на должности? Отвечают – семь. У меня моментально 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света – назовём 7 элементов успеха и разделим фильм на 7 блоков и в каждом блоке его вознесём до небес! Им так понравилась идея, они на следующий день подписали контракт со 100% предоплатой. Сделали фильм. Показали. Мне передали – ему очень понравился фильм, поставил в своей приёмной на плазму его и крутил 25 часов в сутки. Ни и главное не сняли его с этого места. Его не сняли, маркетинг не сняли и соответственно и меня не отлучили от этого клиента. Коллегам моим схема понятная. Так что в этом случае магическая цифра 7 – стала магической и для меня и для моей студии.

- Ну и последняя история) Золото – магический металл. Вызывают меня крупнейший Горно-добывающий комбинат мира. 17 заводов в составе, 6 областей территорий, добывают уран, серебро, золото. Более 100 тонн золота в год. Прилетаю. Сидит комиссия человек 12. Я им презентую свою студию, рассказываю, показываю примеры работ. Им всё нравится, задают вопросы. Отвечаю. Договорились что будем снимать фильм целый год – все 4 сезона покажем, все заводы снимем, везде побываем – даже в цехе где разливают золото в слитки и ставят гербовые печати. В таком помещении не все президенты бывали, а тут такая возможность! Я загорелся. В конце переговоров они говорят – ну отлично, хорошо что вы государственная компания – вам можно без тендера. Я говорю – мы не государственная, мы частная. Как так, говорят? Вы же Кинопром? Я отвечаю – да. Такое название мы думали вы государственная! Как же быть. И Генеральный директор перебивает: всё нормально, пусть работают. И закрутились съёмки, командировки, монтаж. Фильм готов. Всем нравится. Вдруг звонок ночью. Андрей – срочно утром нужно придумать какой то красивый кейс с диском – договорились фильм срочно утром передать президенту страны. Я нахожу в Нью-Йорке красивый металлический золотой кейс для диска, прям шикарный. К обеду мне доставляют его, наносим на металл красивый дизайн и передаём. И вечером этот фильм уже показывают почти по всем каналам. Вот это магия! Смог доказать теорему?


Ух, ваши бесконечные магические истории! Теперь мои вопросы: Вы занимаетесь корпоративным видео больше 15 лет. Какие главные законы вы вынесли для себя для успешного создания медиа-продукта?

- Для себя я опытным путём вывел несколько законов, соблюдая которые видео будет максимально успешным для каждого отдельного клиента:

1. Клиент всегда знает, что он хочет. Он может коряво говорить, со всем соглашаться или что-то объяснять не внятно. Неопытному режиссёру кажется, что его мысли клиенту нравятся и клиент будет доволен. Но это ошибка. Клиент всегда знает что хочет. Нужно идти не путём накидывания идей – а путем отсекания точно недопустимого. Например: клиент хочет красивое видео как он говорит. Но красота в его голове – другая красота, нежели ваша. Чётко спрашиваем – фон будет красный, как вон та книга? Он говорит – ну красный прикольно, но вон такой – и показывает на оранжевый блокнот. Не спорим – записываем. Шрифт – предлагаем варианты – он отсекает точно, что не нравится. И так во всём. Не стесняйтесь – больше вопросов – больше понимания. Более того – это понимание начинает накрывать клиента. Его озаряет – он вообще хочет, чтобы сидел мужик с гитарой. С красной (оранжевой). И вот таким путем – мучаем клиента по кругу – он словно анализы сдаёт – но вы точно начинаете понимать, что он хочет. И он начинает понимать. Состоялась первая ваша успешная стыковка – теперь он в вас нуждается как в наркотике – вы ему помогаете раскрывать свои ожидания. Говорите, говорите, говорите.

2. Не нужно учить клиента. Самое тупое, что может случиться – вы начнёте учить клиента. Думаете, что он такой тупой – как можно настаивать, что на синем фоне – будем писать серым цветом! Он плоть от плоти его бизнес или сфера деятельности. Его клиенты такие же. Он их проекция. Он прав. Вы тоже правы – но в рамках серый и синий – найдите компромисс. Пусть появится тень, пусть серый – будет металлическим и прочее. У вас должно быть много инструментов. Играйте на них. Но оставляете его формулу – это ему польстит. Хвалите его. Более того, давайте честно – если вы сделаете графику, как вы хотите, сценарий – как вам нравится – вы гарантируете, что у него возрастут продажи или имидж в его орбите? Нет. Никто не может это гарантировать. Вы можете настаивать на своём только в том случае, если вы полностью оплатите все расходы за производство, если ваше видео не достигнет тех целей, которые вы нарисовали. Нужно работать качественно в предлагаемых обстоятельствах. И точка. И вкусно)

3. Клиент должен наиграться в кино. Помните – клиент очень хочет поиграть в кино – поменять кадры местами, попробовать разные варианты музыки, диктора, графики и шрифтов. Он еще полон сил и для него это смена обстановки. Он все равно в это поиграет. У вас есть выбор – когда устроить эти игрища. Мой опыт показывает – лучше вначале, когда еще сложно все испортить, и есть еще срок. Как? Закончили съемки – приглашаете на первые монтажные смены. Пусть посмотрит, пусть увидеть как это муторно, долго, однообразно. Часа три ему хватит – он наиграется. Дальше вы делаете работу спокойно. В конце его уже не так возбуждает желание поиграть шрифтами. Основано на опыте многих компаний.

4. Всегда делайте по возможности две версии – клиенту и в портфолио. Он хочет страшную склейку кадров – пожалуйста, хочет много текста по свой завод с описанием – пожалуйста. Но это все ему и забыть. Себе оставляем качественный продукт. Ему не показываем, не нужно. Закладываем в смету сразу за его счет 2-3 смены монтажа дополнительно и переделываем. И вот уже эти работы видит ваш будущий клиент, именно они его привлекают.

5. Ни один клиент не подпишет с вами огромный дотошный и защищающий ваши интересы договор. Я это пытался делать неоднократно. Бессмысленно. Но я нашел выход – после подписание договора – я встречаюсь под предлогом обсудить кое-какие важные творческие мысли. И на простом листке бумаги прямо во время переговоров всё фиксирую по пунктам 1,2,3 и т.д. После таких переговоров листок фотографирую и отдаю клиенту со словами – отлично, мы все это сделаем. Пусть у вас тоже останется. Все улыбаются. Но это важнейший момент. Вы с глазу на глаз заключили деловой договор. Он на этом листе. У вас есть фото. Завтра вы будете на него ссылаться. И клиент не поимеет морального права, что то там изменять. Это ваш козырь. И кстати всегда имейте облачный диск, на котором всё храните с телефона – это тоже важно.

Как рассчитывать смету на корпоративное видео – клиент всегда хочет заплатить меньше, студии всегда нужно больше. В чём тут магия?

- Никакой магии со сметой! Это рынок. Но вы должны помнить – клиент не дурак, обманывать его можно только качественно. Он должен захотеть быть владельцем этого видео. Я всегда делаю яркую презентацию того, что хочу предложить клиенту. Максимально – с визуализацией, доказательством на цифрах, что это работает, примерами. Я эмоционально это рассказываю. Ни в коем случае не сидя. Я люблю встать, ходить по кабинету, показывать куски в ролике за актёров, как будет снимать это оператор. Но сначала я в это сам должен верить и рассчитать реально. Я точно должен знать, как это сработает. Моё мнение должно быть экспертным. И оно таким является. И когда он захотел такое видео – начинается расчёт. На самой первой встречи я говорю – отлично, коридор цены такого ролика от 700 до 900 тысяч. Ловлю его реакцию. Коридор должен быть широким. Вы как бы говорите исходя из прошлого опыта. Если ему это нормально и нравится. Ок, приступаем. Но завтра я никогда не принесу смету на 1.2 миллиона. Она будет именно в том коридоре, максимально вверху. 860.000 рублей, например. И мы приступаем к работе. Чтобы в процессе не происходило – сумму я никогда не увеличу, если даже пойду в убыток. Это моё слово, оно дороже любого договора и документа. Это и ценят мои клиенты и сотрудники.

Как правило, режиссёры опираются на свой успешный опыт и работают в наборе успешных клише. Вас это тоже не миновало, я смотрела ваши работы. Какие приёмы вы используете при работе над фильмами, чтобы быть на волне новаторства?

- Спасибо на добром слове! Вернусь к своим принципам. Клише – это форма для многократного использования. Но что это за форма – она может быть творческим затасканным приёмом и она может быть пробой на качественном товаре. Так вот наверно моё клише – это стиль. Он мой, мне он близок. Я не претендую на гениальность, на создание шедевров кинематографии. Все спокойно. Повторенье – мать ученья. Возьмем хорошего повара ресторана со звездой Мишлен. Он готовит годами, а то и десятилетиями одно и тоже блюдо добиваясь совершенства. Спортсмены – они прыгают на шесте 10-15 лет чтобы взять золотую медаль. Одно и то же действие каждый день. Это не клише – это оттачивание мастерства. Часто мы используем успешный приём неоднократно. Но он работает, именно этого от нас ждут. Но каждый раз он получается еще стильнее. Этот приём мой, я его выстрадал, так сказать, и горжусь.

Отвечая на ваш вопрос, могу сказать – всегда нужно искать новые приёмы. Взял новый проект, уговорил директора, собрал творцов и за город. Алкоголь, шашлык, разговоры. К утру родятся куча крутых идей и мыслей. Но очень важно, чтобы рядом был кто-то трезвый – записать тоже всё нужно уметь правильно. И оттуда рождаются яркие решения, цветовые фантазии, неординарные ракурсы. Все это творческая химия. Это и есть творчество в разговорах, мозговых штурмах и свежем воздухе. Я снял три телесериала. Каждый раз нас отправляли писать на месяц, а то и на два режиссерский сценарий в горы, в пансионаты. Мы там творили. Это узаконенная советская практика. Это работает. Я это применяю с большим удовольствием.

Вопрос напоследок: каков ваш девиз?

- Мои учителя меня научили славному девизу – Творчество должно быть только в удовольствие. Вот этим я стараюсь и заниматься. Спасибо!

Андрей, спасибо вам большое за интервью!

ПАРТНЁРСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ВИДЕО

Встречи, обсуждения
и совместные проекты

СТАТЬ ПАРТНЕРОМ